Отзыв из литературной газеты

Пишу скупые строчки ночью темной.
Так холодна предательски постель…
Куда же подевалась моя скромность?
Я в кружевах и шелковом «Эстель»…

…Да, это очень личное: перед читателем обнажена не только душа – искренне, без лишнего кокетства и ханжества и так по-женски. Автор сборника стихов «Уроки бытия» Татьяна Маругова, признаваясь читателю в любви, предупреждает, что само слово «любимый» ещё недавно ей казалось навсегда обесцененным:

«Любимый» — я чужому говорила,
«Желанный» — не тому, кого ждала.
Я верной быть хотела до могилы,
Кому хотела – больше не жена.

Откровенность героини — откровенность не беззастенчивости, а, скорее, беззащитности. И, может быть, само слово откровенность уместнее было бы заменить на откровение. Оно приходит к поэтессе, и она без оглядки делится им — с нами. Как сохранить любовь после предательства?.. Как снова поверить – разуверившись?.. Вся книга об этом:

Ну кто же упрекнет меня опять,
Что никому сегодня я не верю…

А еще и о том, как найти в себе силы и удержать тепло внутри, чтобы в холоде не закостенеть, а, пробив заиндевевший наст, –раскрыться подснежником. И о холоде, и о разлуке, и, конечно, о подснежниках – обо всём рассказывает Татьяна Маругова в своём седьмом по счёту сборнике под названием «Уроки бытия». С уроков, которые даёт нам сама жизнь, порой так

хочется улизнуть – и многие сбегают, прогуливают их, пропивают или в гордыне своей отворачиваются от Учителя. И лишь тот, кто досидит до конца, тот, кто прислушивается к Учителю и доверяет ему, — только тот сможет узнать ответы на прямые и очень хлесткие вопросы жизни:

Придётся эту жизнь принять как есть,
Не споря и не мучаясь вопросом:
«Где правда? Где же ложь? И где же честь?» –
Просеяв дни, как через сито – просо.

Героиня Татьяны на уроках бытия предстает далеко не примерной ученицей, но она верит, что справится со своими страстями. В отличие от когда-то любимого, который, запутавшись в страстях, так и не смог, а может, не захотел с ними совладать. Так грех сладострастия разрушил семью героини. Но опускать руки нельзя, ведь всё это – одна череда смертных грехов: недопустимо прелюбодейство, но так же недопустимо уныние.

Мне слабость женская назначена судьбой,
И как ни странно, что мне блажь земная?
Мне главное – победа над душой,
Что хочет ада… но достигнет Рая!
…Я тебя любила очень, очень…
Отчего ты шепчешь: “Замолчи”?

Но Татьяна не молчит. Она уверенно отвечает и Отцу Небесному, и отцу своего сына. Отвечает за каждую рифму этого сборника собственными слезами и собственным потерянным — казалось навсегда, но нет! – вновь обретенным счастьем.

Пожалуй, самое самое пронзительное в книге – это обращения к сыну. На метауровне они читаются как обращение к будущему — с одной стороны, просьба не судить прошлое, каким бы оно ни было. С другой стороны – не оглядываться на него, не уподобляться жене Лота. Идти вперед, чтобы не стать соляным столбом, обернувшись на грешный город.

И как, оказывается, легко идти, когда простишь. Но как это не просто – простить!

А я ступаю понемногу,
Всё время помню о тебе —
Молюсь, смотря на небо, Богу,
Чтоб не преткнуться на земле…

Литературная газета №11(6590)  22.03.2017
Алексей Лемаев