Cборник стихов Вслед земли

Сборник стихов Вслед земли

Cборник стихов Татьяны Маруговой – это прежде всего рассказ о любви, о любви к Творцу, к миру, к людям. О той любви, которая помогает преодолеть горечь потерь, боль души. В лирической исповеди перед нами раскрывается духовная жизнь молодой женщины, жизнь, наполненная неустанной борьбой с сомнениями, искушениями и в то же время стремлением к духовному
покою и гармонии.

Т. Маругова
Вслед Земли.

Сборник стихотворений – М.: 2011. – 200 с.

О стихах Татьяны Маруговой

Православная духовность не просто возрождается в России. Она занимает все больше места в сегодняшнем обществе, пронизывая его снизу доверху и достигая самых отдаленных уголков нашей огромной страны. Наряду с возвращением национальных традиций рождается и новая культура, новые формы жизни и общения, такие как православный туризм или фестивали духовной авторской песни. За последние двадцать лет родилась и православная литература, которую уже начали изучать профессионалы-литературоведы. Сборник стихов Татьяны Маруговой, который она после долгих колебаний решилась представить на суд читателей, можно воспринимать именно в таком широком культурно-историческом контексте. Можно анализировать его в рамках ученых дискуссий о видах и жанрах православной литературы и ее месте в современном литературном процессе. Можно обратиться к историческим исследованиям, в которых обстоятельно показаны роль и значение религии в жизни русской женщины как основы для ее самовыражения и духовной самореализации. Но, честно говоря, не хочется этого делать. Потому что перед нами прежде всего — человеческий документ, зеркало души чистой и строгой, страдающей от собственного несовершенства и стремящейся к Свету.
По своему мировосприятию, по эмоциональному строю автор, безусловно, — поэт. Поэт искренний, прямой, из тех, кто пишет потому, что не писать не может. Поэтическая форма явилась для Татьяны не просто средством самовыражения, а орудием в ее тяжелой духовной работе, душевном «труде» в христианском смысле этого слова (в трудничестве). Это способ самосовершенствования, который дает возможность двигаться по избранному ею пути — к Богу, к Спасению, а в конечном итоге — к победе над забвением и смертью.
Ее духовная лирика в полной мере раскрывает образ автора как деятельного участника церковной жизни, стремящегося к полноте и цельности религиозного бытия. Близость к Церкви подчеркивается и жанровыми особенностями поэзии Татьяны: мы находим на страницах сборника и молитву, и акафист, и вариации на тему знаменитого 50-го Псалма Царя Давида.
Ее распевная поэзия генетически связана с литургикой и по своей форме монологична, включая в себя монолог-проповедь, монолог-молитву, монолог-покаяние. Но распевность и сам строй ее стихов часто песенные, исконно русские, отсюда и такие жанровые формы, как песня, плач, возвращающие нас к истокам и подтверждающие, что национальная традиция не растворилась за годы тяжелых бедствий, жива и развивается, находя свое подкрепление в вере.
Открывает сборник раздел «Основное», в который вошли самые значимые для автора стихи. Их центральная тема — покаяние, как главное условие единения с Богом, призыв к деятельной вере, про которую апостол Иаков сказал: «Вера без дел мертва». Жизнь, в понимании автора, не только «сложная», как она часто пишет, штука, «экзамен строгий». Это постоянная борьба Добра со Злом, причем прежде всего борьба внутренняя. Присутствие Зла в мире земном ощущается автором с необычайной остротой, и на битву с ним она собирает все силы своей души, чтобы не отдать ее на растерзание «лукавым бесам», возлагая всю надежду в этом «молчаливом поединке» на помощь свыше. Автор вкладывает в лирику всю силу своего сердечного чувства, и мы видим, как параллельно с оттачиванием стиха и усложнением его формы светлеет и душа лирической героини. А следующий раздел («Праздники») укрепляет это светлое ощущение, столь характерное для православия, особенно в его допетровскую эпоху: «Сердце наполнено радостью вечной, солнечным светом и ярким огнем». Два небольших раздела, завершающих сборник («Лирика» и «Школьное») дают нам, казалось бы, другую ипостась героини, но и здесь мы видим обнаженную искренность, неустанную борьбу с собой и стремление к сердечной чистоте и духовному совершенству.
В своих стихах Татьяна не умствует лукаво, не «растекается мыслию по древу» немощного человеческого рассуждения. Она верует, и вера ее истинно народна в своем целомудрии. Самые нежные и трогательные слова посвящает Татьяна Пречистой Деве — заступнице, обращаясь к Ней в искренности и простоте, как к матери, ласковой и близкой: «Знаешь, матушка, как устала я, / Как хотелось бы быть хорошею». Осознавая свое духовное несовершенство, она уповает на Спасителя, который поможет «прикрыть покаяния одеждой / Бесконечных грехов наготу». Много подлинно проникновенных стихотворений обращено к батюшке, духовному пастырю, благословившему издание этого сборника (в нем помещено и одно произведение о. Гедеона — стихотворный ответ своей духовной дочери).
Благодаря накалу чувств, или, говоря научным языком, своей эмоциональности и экспрессии, стихи Татьяны Маруговой просто не могут не найти пути к сердцу читателя. И в заключение хочется привести здесь строки из послания апостола Павла: «Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу».

О.В. Большакова,
историк, литературовед