Песнь Венчальная

Сборник стихов Песнь Венчальная

«Совесть необходимо соизмерять с Богом», – это убеждение Т. Маруговой, которое подтверждено стихотворениями, включенными в данных сборник. Это вторая книга стихов, дающая представление о трудном поиске истины, который находит отражение в поэтическом творчестве. В настоящем издании вместе с образцами камерной лирики можно найти и целый ряд философских стихотворений, которые носят не отвлеченный характер, а являются воплощением глубоких личностных переживаний. Автор в лучших традициях русского реалистического письма находит простые и ясные слова для выражения сложных эмоциональных состояний, сохраняя при этом неповторимую индивидуальность.

Т. Маругова
Песнь венчальная.

Сборник стихотворений – М.: 2012. – 240 с.

В поисках поэтического слова: о новых стихотворениях Татьяны Маруговой

Новый сборник стихотворений Т. Маруговой представляет развитие основных образов и смысловых линий ее дебютной поэтической книги, вышедшей в 2011 г. В предисловии к первому сборнику автором была особенно выделена мысль о том, что «становление любой личности – это всегда духовный поиск, поиск истины… Для меня этот поиск отчасти нашел выражение в стихах».
Лирическая героиня стихотворений Т. Маруговой – это наша современница, ищущая путей воплощения Евангельских ценностей в потоке своего повседневного бытия, в драматичных внутренних переживаниях, в общении с природным космосом… Как видится, подобное движение к личностной встрече со Христом, превосходящей любые формы внешнего благочестия и составляющей главный смысл пребывания человека в Церкви Божьей, как раз и выступает сокровенной темой поэзии Т. Маруговой.
Сборник, который Вы держите в руках, являет попытку выразить эти глубинные сердечные движения поэтическим словом. Данная творческая задача является наисложнейшей, ибо она, так или иначе, ставит художника перед необходимостью поиска своей неповторимой интонации, уникальных модуляций поэтического голоса. Т. Маругова находится у истоков этих исканий. Может быть, ей пока не всегда удается «вживить» свои раздумья о мире в художественную ткань, начать мыслить именно поэтическими образами, а не более привычными для нашего обыденного сознания понятийными категориями. Однако примеры определенных свершений на этом пути в сборнике имеются.
Примечательны стихотворения, передающие индивидуальное переживание главнейших церковных праздников («Богоявление», «Пасха 2012», «Рождество Христово», «Троица»), хотя в данном переживании душевно-эмоциональное измерение нередко доминирует над духовным. Но в конечном счете именно через эти ступени личность способна постепенно подняться к высотам собственно духовного бытия. Стремление воплотить в поэтическом слове молитвенный настрой, процесс сокровенного – иногда на грани бытия и небытия – общения с Творцом нашло отражение в таких стихотворениях, как «Искала Тебя», «Исповедь у распятия», «После Парижа», «Канун Дня Рождения». Названными мотивами пронизаны и наиболее заметные философские стихотворения («Я часть Земли», «Ошибки», «Свой жребий»).
Давать советы поэту – дело заведомо неблагодарное и в чем-то даже нелепое, но в качестве предположения выскажем мысль о том, что тот мотив поиска Творца в сотворенном Им природном мире, который прозвучал, например, в стиховорении «Искала Тебя», мог бы в будущем вырасти в целое направление поэтических исканий Т. Маруговой. Тем более что уже в данном сборнике есть показательные примеры пейзажно-философской лирики («Ветер», «В Альпийских горах», «Лейкербад»). В стихотворении «В Альпийских горах» неожиданно резанули слух едва ли не «по-ницшеански» звучащие строки: «Людей душа чурается, // Никто не нужен мне». Понятно, что речь идет о, возможно, минутных душевных состояниях, но возведение таких состояний в степень художественных обобщений может оказаться опасным. В целом же подобный настрой не характерен для поэзии Т. Маруговой: в сборнике есть целый раздел очень искренне написанных лирических посвящений самым разным адресатам.
В качестве художественной удачи можно особенно выделить лирическое послание «Если б стала твоей…», которое является опытом психологической и интимной лирики. Интересно здесь развитие образа вьюги, символизирующего в фольклоре разлуку с любимым человеком и спроецированного в данном контексте на лирическую тему невосполнимых жизненных утрат. Причем, как это нередко бывает в поэзии, драматичный накал чувства художественно выражается гораздо ярче и психологически достовернее, чем самоуспокаивающие интонации в итоговой части стихотворения.
В заключение хотелось бы пожелать Т. Маруговой вдохновения и сосредоточенности как в дальнейшей работе с поэтическим словом, образом, так и в стилистической, метроритмической «шлифовке» стиха, ибо без этого скрупулезного творческого труда невозможно воду обыденной речи претворить в вино высокой поэзии.

Священник Илия Ничипоров,
клирик Никольского храма Красногорска, доктор филологических наук,
доцент МГУ им. М.В. Ломоносова,
преподаватель Коломенской Православной Духовной семинарии